антикварный салон

+7 (903) 171-26-32

+7 (903) 170-78-69

обратная связь
Главная Услуги Новинки Статьи Контакты
КАТАЛОГ
Буфеты, горки, серванты
Зеркала
Книжные шкафы, шкафы, витрины
Комоды, тумбы, сундуки
Мягкая мебель, креслa
Настенные полки, вешалки
Светильники
Спальные гарнитуры, кровати, диваны
Статуэтки, сувениры, предметы интерьера
Столовые гарнитуры, группы
Столы
Столы журнальные, консольные, ломберные
Столы письменные, бюро, секретеры
Стулья, скамьи
Трюмо
Часы механические напольные, настенные и каминные
Живопись, гобелены, ковры

ПОЧТОВАЯ РАССЫЛКА
Ваше имя:

E-mail:

Я согласен получать почтовые сообщения на указанный адрес

Как отличить старинную мебель от имитации?

Мебель считается старинной, если ей больше 100 лет. Из-за разных бурных исторических событий в нашем крае не такое уж большое количество мебели пережило такой век, поэтому старинная мебель, по сравнению с современной, может стоить сумасшедшие деньги.

Старинную мебель можно найти не только в коллекциях музеев, ее можно купить в антикварных магазинах, у частных лиц.

В конце XVIII – начале XIX вв. мебель была такая удобная и красивая, что прекрасно выглядела как в интерьерах простых жителей, так и в интерьерах землевладельцев. Поэтому понятно, почему старинная мебель привлекает коллекционеров, особенно интересующихся необычными вещицами, такими как секретер с большим количеством ящичков и хитро сработанными замочками.

Мебель в то время чаще всего изготавливали из разного вида красного дерева, тика, палисандра, реже – из карельской березы, ореха и дуба.

Интересом к старинной мебели определяется и увеличение количества ее подделок. Подделками занимаются чаще всего прекрасные мастера, художники и даже дизайнеры, архитекторы, подготавливающие точные чертежи копий по пропорциям оригинала.

Спрос на старинную мебель постоянно растет, и, чтобы не купить подделку, надо критично относиться к заверения продавцов в оригинальности произведения.

Как не ошибиться и не переплатить за ничего не стоящую копию? Что может помочь?

Сами подделки, их разновидности и техники, время их появления и причины вызывают интерес не только у музейных специалистов, но и у представителей мебельной промышленности. Выявить в музеях подозрительную мебель помогают историки искусств, исследователи и реставраторы.

Чем старше возраст мебели, тем более поношенной она должна выглядеть: на ней должны отразиться и перемены климата, и следы, оставленные людьми, и механические повреждения. Если вещь выглядит слишком хорошо, большая вероятность, что она принадлежит к более позднему периоду, нежели утверждает продавец.

Желая купить действительно антикварную вещь, необходимо «подковаться» специальными знаниями. Моду каждой эпохи отличал свой стиль, и линии мебели, как и других произведений, а также элементы декора, были отмечены особенностями, свойственными именно этой эпохе. Надо обратить внимание и на то, как производилось и обрабатывалось изделие, - например, раньше древесину резали вручную, а не станком для обработки дерева, поэтому и поверхность часто бывает неровной, шершавой. В древние времена полировали только внешнюю, видимую сторону, а внутренняя сторона оставалась не обработанной.

В старинной мебели использовали соединения типа «ласточка»; гвоздей, клея, гаек мастера прошлых лет в своем арсенале не имели. Использовались только деревянные гвозди, а спинки диванов и перегородки шкафов крепились деревянными винтами (это позволяло легко разбирать и транспортировать старинную мебель).

Поскольку в наши дни даже отверстия, проделанные вредителями, можно сделать заводским способом, насколько они настоящие, можно проверить так: если иголка в отверстие проходит легко и глубоко - перед вами подделка, потому что настоящие вредители в дереве двигаются по траектории спирали.

Металлические элементы старинной мебели не могут остаться нетронутыми временем - железо ржавеет, а бронзовые детали должны соответствовать стилю изделия, к которому они прикреплены.

Старый мрамор тоже отличается от нового, потому что старый резали вручную. Проведя пальцем по краешку среза, почувствуете шершавую поверхность края или пазы. Кроме того, покупая мебель, принадлежащую той или иной эпохе, вы должны задать себе вопрос - могла ли она вообще существовать в то давнее время. Историкам искусств известны точные даты, когда конкретно стали производить определенные виды кресел, диванов, стульев.

Состояние старинной мебели по определению не может быть идеальным. Очень важно правильно оценить вещь и установить ее дефекты.

Проверьте состояние ножек, дверок, закрывающихся частей, покачайте изделие, понажимайте с разных сторон - оцените его стабильность. Даже если мебель почти не использовалась, она все равно хоть немного расшатана: обе дверцы шкафчика редко остаются на одном уровне, меняется угол соединений, а некоторые части просто изгибаются.

Под воздействием температуры и влаги дерево может деформироваться, а временами и вовсе заметно потрескаться, прессованная древесина расклеиться, покрыться плесенью. Прежде чем покупать старинное кресло, попробуйте установить, не были ли заменены ножки или спинка. Спинки обычно начинают гнить и «портиться» снизу, а ножки очень часто меняют, не обращая должного внимания на детали, используя древесину другого качества, из-за этого через некоторое время кресло может потерять вид или стать негодным для пользования. Отремонтированные кресла должны стоить гораздо дешевле.

Чтобы отличить подделку от оригинала, смотрят на стиль, устанавливают авторство. Также важно, из какого материала изготовлена мебель, особенности конструкции, форма, способ декорирования, техника исполнения, основные виды производства и художественной обработки древесины. Перечисленные факторы взаимосвязаны между собой и это надо иметь в виду, нельзя доверять исследованию только одного фактора, это многофункциональная задача.

Обычно исследование подозрительной вещи начинается с выяснения стилистических особенностей. Для этого проводится несложная искусствоведческая экспертиза. Следует знать, что опытные мастера в своей работе руководствуются характерными особенностями стиля, с другой стороны все, что не входит в обычную схему, является признаком фальсификации. При визуальном осмотре может быть обнаружена искусственность, желание имитировать манеру оригинала. Осторожно, несмело выполненное декоративное сверление можно заметить, сравнивая два разных элемента. Один из них - оригинальная деталь, второй - результат позднейшей реставрации. Возможна реставрация потерянной детали и попытка этот факт скрыть, потому что потерянная деталь была изготовлена из другого материала. При передаче орнамента может ощущаться отсутствие творческой свободы и зажатость, присущая большинству копий.

При стилистическом анализе одним из признаков фальсификации может являться и случай «массовых подделок». Устанавливается группа вещей, казалось бы, различного происхождения, но с заметной рукой одного и того же мастера. Например, фальсификаторы разобрали несколько оригинальных кресел, и, комбинируя старые детали и новые, создали полный «гарнитур старинной мебели». Иногда, фальсифицируя шкаф, в новую рамку вставляют части старой древесины, стенки выпиливают из другого дерева, используют несколько оставшихся деталей от другой оригинальной мебели... Иногда оригинальный остов покрывается новым слоем обивки, покрытым специальным «старым» лаком. Такие работы производятся вручную, и отличить подделку, где тщательно соединены старые и новые детали, намного сложнее. Но специалисты, при внимательном осмотре, не смотря на большую похожесть деталей, отличат не только подделку от оригинала, но и руку одного и того же мастера в нескольких вещах.

Старинную мебель осматривайте только при хорошем освещении - иначе рискуете не заметить следы неудачной реставрации или замены элементов. Реставрируя старинную мебель, нельзя использовать новую древесину, даже если она того же цвета - древесина со временем меняет цвет и это становится заметно. Бронзовые элементы очень часто заменяют аналогичными, но более дешевого отлива, поэтому обратите внимание на цвет и механические следы замены.

Позволительной является замена старой мраморной детали, если новый элемент тщательно отполирован - хорошо отполировав, должен исчезнуть блеск, присущий свежему камню.

Тем, кто хочет действительно старинную мебель, в антикварном магазине может купить ее блестящую, отполированную (но вероятность того, что купите подделку, хоть и высокого класса, все равно остается), или же купить в плохом и неприглядном состоянии. Тогда надо обращаться к опытному реставратору мебели и общими усилиями достигать желаемого результата. Только кропотливой работой, придерживаясь современных принципов реставрации мебели, из, казалось бы, безнадежных экземпляров можно создать коллекцию НАСТОЯЩЕЙ ценности. Фальсификат раньше или позже выясняется: через несколько лет из-за сезонных колебаний температуры и режима влажности поверхность внутреннего «нового» слоя древесины может стать неровным (например, новая столешница, замаскированная подделанной отделкой). Появятся расслоение и разрывы, ссохнутся новые соединения и подделка проявится.



© 2012-2018 Антикварный салон Ретро
Московская область, г. Чехов, ул. Первомайская, д. 33, ТЦ "Весна", пав. 2-23 (2-ой этаж)
+7 (903) 171-26-32, +7 (903) 170-78-69